На первом этапе мошенники не просят у человека раскрывать свои конфиденциальные данные, отдавать деньги и стараются не вызывать подозрений.
Итогом беседы становится просьба поговорить по телефону "со следователем ФСБ".
На втором этапе мошенник звонит жертве атаки по телефону, представляется тем самым "следователем ФСБ" и просит выйти для разговора в другое помещение или на улицу подальше от родных и знакомых, чтобы их "не пришлось вызывать на допрос". Затем он задает вопросы о прежней работе, круге общения и спрашивает, не посещал ли человек Украину. Получив все ответы, он сообщает, что с банковских счетов бывших сотрудников компании совершаются денежные переводы в пользу некоего гражданина Украины, который спонсирует украинских боевиков.
Чтобы собеседник не попал под уголовное преследование по делу о финансировании экстремистов и террористов, лжеследователь предлагает перевести деньги "на безопасный счет". При этом он требует не обращаться в отделение своего банка лично, поскольку операция спецслужб якобы носит тайный характер. Если жертву удалось одурачить, вся сумма перевода похищается через подставные счета.
Чтобы определить, что звонок от сотрудника МВД — это мошенничество, стоит обратить внимание на следующие признаки:
1. Настаивание на том, что вся информация должна остаться в тайне. Мошенники используют фразы «тайна следствия», «конфиденциальная информация», угрожают уголовной ответственностью в случае, если жертва попытается связаться и рассказать всё членам семьи или друзьям.
2. Узнавание о сумме, которая хранится на всех счетах жертвы. Мошенникам нужно знать, сколько денег они смогут получить, и как много жертва сможет снять в банкомате.
3. Вопросы о том, в каких банках жертва хранит деньги, картами каких банков пользуется. Такая информация редко доступна злоумышленникам изначально.
4. Утверждение, что проблема решается по телефону. Настоящие сотрудники вызывают свидетелей в отделение с помощью повестки, а не пытаются выяснить информацию по телефону
Чтобы не стать жертвой мошенников, рекомендуется повесить трубку и самостоятельно перезвонить на официальный номер отделения. Только в этом случае жертва гарантированно попадёт на настоящих сотрудников, а не на аферистов